Инновационная деятельность в образовании — это процесс, направленный на реализацию в образовательной практике результатов научно-педагогических исследований и разработок.
Дворец молодёжи является организатором и координатором сети базовых площадок — образовательных организаций, реализующих образовательные проекты и программы в партнерстве с Дворцом молодёжи. Сеть базовых площадок составляет инновационную инфраструктуру Дворца молодёжи. В нее входят общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии) и учреждения дополнительного образования детей (центры и дома детского творчества, центры внешкольной работы, станции юных техников, детско-юношеские спортивные школы, творческие студии и т.д.).
Цель деятельности: развитие инновационной инфраструктуры в системе дополнительного образования Свердловской области.
Организационно-методическое сопровождение деятельности ведет Ресурсный центр инновационных проектов и программ Дворца молодёжи.
Документы
- — Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013 г. N 611 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»
- — Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области №254 от 13.11.2014г «Об утверждении перечня образовательных организаций — базовых площадок государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области «Центр дополнительного образования детей «Дворец молодежи» по теме «Развитие инновационной инфраструктуры в системе дополнительного образования Свердловской облаcти»
- — Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
- — План совместной работы ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» и МАОУ АГО «ЦДО» — БП на 2021 — 2022 учебный год
- — Мониторинг количества обучающихся, включенных в реализацию инновационного образовательного проекта на 2021 — 2022 учебный год
- — Презентация технического творчества МАОУ АГО «ЦДО»
Развитие технического творчества учащихся на основе инженерного образования
Практика показывает, что учреждения дополнительного образования детей осуществляющие техническую направленность являются той начальной образовательной системой, в рамках которой осуществляется первичная профессиональная ориентация учащихся, формируется интерес к инженерным специальностям.
В настоящее время на территории Артинского городского округа функционирует муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования», с декабря 2011 года являющееся базовой площадкой ГАУДО СО «Дворец молодежи» по реализации областного проекта «Робототехника, 2d, 3d моделирование технических объектов и инновационное развитие детского технического творчества».
На развитие материально-технической базы реализации поставленных задач инновационного проекта в 2011 году было выделено из областного бюджета на сумму 3,5 миллиона рублей следующее оборудование: компьютерная техника, фото-видео аппаратура, токарные станки, станки с числовым программным управлением, робототехническое оборудование, лицензионное программное обеспечение, мебель для компьютерного класса и мастерских. Общее количество предоставленного оборудования составляет более 140 единиц. Значимое подкрепление материальной базы образовательного проекта произведено с 2014 года, за счет муниципального бюджета были приобретены дополнительные комплекты конструктора LEGO EV 3, ресурсные наборы к конструктору LEGO NXT, компьютерная техника, расходные материалы, мебель для учебных кабинетов, станочное оборудование в мастерские, в 2018 году приобретено за счет муниципального бюджета 5 комплектов конструктора LEGO EV 3, 2 комплекта конструктора «Первые механизмы». Созданная материальная база обеспечила внедрение в образовательный процесс инновационных направлений деятельности которые включают в себя:
Во-первых — организацию образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности с постоянным составом учащихся. В учреждении дополнительного образования в данном направлении реализуются в 2019-2020 учебном году 9 программ по робототехнике, авиаракетомоделированию, векторному моделированию, компьютерной графике и одна программа «Развивайка» социально-педагогической направленности для детей дошкольного возраста, все реализуемые программы имеют практическую значимость в инженерном воспитании детей и подростков. За период реализации проекта количество участников образовательного процесса данной направленности увеличилось: 2012 год — 30 учащихся, 2019 год — 217 учащихся. Основными целями реализуемых программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональное самоопределение, через внедрение современных образовательных технологий, отраженных в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения
(дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях и т.д.); методах контроля (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (материально-техническое оснащении программ).
Во-вторых – организация сетевого взаимодействия, которая включает в себя внешнее и внутреннее сотрудничество. В рамках внешнего сотрудничества основным социальным партнером выступает ГАНОУ СО «Дворец молодежи», конкретно, политехническое отделение, ресурсный центр инновационных проектов и программ, руководители проектов «Детская инженерная школа» в рамках областного проекта «Уральская инженерная школа», данное взаимодействие строится на договорной основе, путем реализации совместного плана действий. Внутреннее социальное партнерство (внутри муниципалитета) строится с образовательными организациями Артинского городского округа, учреждениями культуры и спорта, промышленными и коммерческими предприятиями, находящимися на территории поселка. Количество социальных партнеров включает в себя муниципальные организации – 16 единиц (Управление образования ААГО, школы, детские сады, учреждения культуры и спорта), коммерческие предприятия – 5 единиц (индивидуальные предприниматели), 1- промышленное предприятие («Артинский завод» — активно выступающий в роли куратора проекта: организация экскурсий на предприятие, участие в организации мастер-классов, совместное проведение мероприятий). В данном направлении работы учреждением дополнительного образования осуществляется деятельность с переменным составом учащихся (участники разовых тематических мероприятий, конкурсов, соревнований и т.п.), по созданию краткосрочных совместных проектов с социальными партнерами. Количество проводимых мероприятий как и участников значительно увеличилось со 150 человек в 2012 году до 960 в 2019 году. Увеличение данного показателя связано с внедрением форм по профориентационной деятельности «открытых мастерских», фестиваль технического творчества «От замысла к изобретению», выставки достижений детского технического творчества, игровые программы для дошкольников «Волшебный мир LEGO», организация тематических смен в рамках летней оздоровительной кампании и многое другое.
Весь системный процесс инновационных направлений дает положительный результат в образованности человека, его социальной и профессиональной ориентации, позволяет ребенку познакомится с миром творческих, научных открытий на практике.