24 декабря 2021 года состоялся муниципальный конкурс историко-краеведческих исследовательских работ учащихся «Каменный пояс», который ежегодно проводится в рамках областного Конкурса-форума «Уральский характер» и фестиваля «Самоцветы» МАОУ АГО «ЦДО». В конкурсе могли принимать участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций Артинского городского округа. Авторы историко-краеведческих исследовательских работ должны были отразить приоритеты развития уральского региона, основанные на собственных исследованиях в семи направлениях: «Летопись родного края», «Этнография», «Военная история», «Родословие», «Юбилейное», «Природа Урала», «Социальный проект «Я — гражданин».
В данном конкурсе приняло участие 10 чел. из 4 ОО АГО: МАОУ «АСОШ№1», МАОУ «Артинский лицей», МБОУ «Куркинская ООШ», МБУ РМ «ОДПМК», представлено 8 работ. Эксперты конкурса в составе: Чебыкина Т.А., директор МАОУ АГО «ЦДО» (председатель жюри), Максунова С.Г., методист МАОУ АГО «ЦДО», Куприянова Л.В., методист МАОУ АГО «ЦДО», Мусихина Р.А., заведующая Артинским историческим музеем оценивали работы в соответствии с критериями Положения. На защите присутствовали гости из местного отделения Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров Артинского городского округа Бебнева Е.И. и Трапезникова Е.А.
В результате двух туров победителем в направлении «Летопись родного края» стала Власенко А., 10 класс, МАОУ «Артинский лицей», которая представила работу «Моя малая родина – Артинский район», руководитель Нечаева Л.Г. Победителями в направлении «Этнография» стали Каметова Е., Комиссарова К., Сташкина Е., 9 класс, МБОУ «Куркинская ООШ» с работой «Священная роща марийцев села Курки как объект историко-культурного наследия», руководитель Шалкиева М.В. В направлении «Родословие» определились победитель — Дюбина Е., 7 класс, МБУ РМ «ОДПМК» с работой «Поиски родословия моей семьи» и призер — Шаров Е., 8 класс, МБУ РМ «ОДПМК», его работа «Родословие Бодуновых», руководитель обеих работ Кичигина Н.П. Баранников И., 11 класс МАОУ «АСОШ № 1» стал победителем в двух направлениях «Я-гражданин» и «Природа Урала», представил сразу 2 работы: «Маленькая страна», «Школа юного предпринимателя», руководитель Мехоношина Л.И. Призерами в направлении «Военная история России» стали Чуракова К., Быковских А., 8 класс, МАОУ «АСОШ №1», которые представили работу «Военные реликвии», руководитель Колотова Л.И. Печерских А., 9 класс, МАОУ «АСОШ №1» стал призером с работой «Поисковое движение России», руководитель Сергеева Т.А.
В процессе создания историко-краеведческой исследовательской работы учащиеся знакомятся с памятниками культуры, историей родного края, обычаями и традициями народов, проживающих на территории родного края, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, а эффективные подходы и средства — это и есть исследования самих школьников, формирующие эмоционально-ценностное отношения личности к действительности.