Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Для Центра дополнительного образования наставничество не новая практика. Наставничество является неотъемлемой частью образовательного процесса. Главная задача – повысить качество дополнительного образования за счёт передачи опыта и знаний от наставника посредством неформального общения, основанного на доверии и партнерстве.
СОВЕТЫ НАСТАВЛЯЕМОМУ:
- Наставник добровольно и безвозмездно уделяет свое время и делится имеющимися ресурсами – уважай наставника и цени его время.
- Сфокусируйся на своих целях и приоритетах.
- Подумай, в чем тебе необходима помощь наставника, какие задачи ты хочешь решить.
- Используй открывающиеся возможности.
- Выстраивай доверительные отношения с наставником.
- Задавай конкретизирующие вопросы.
- Размышляй, чего бы ты хотел достичь от участия в программе.
- Анализируй полученную информацию.
СОВЕТЫ НАСТАВНИКУ:
- Найдите общий язык с наставляемым – узнайте о его интересах и целях (вероятно, у вас много общего).
- Обсудите с наставляемым ближайшую цель и задачи совместной деятельности, способы коммуникации и форматы взаимодействия.
- Спланируйте с наставляемым личные и онлайн-встречи, совместное участие в интересующих наставляемого мероприятиях.
- Расскажите наставляемому об опыте, ошибках и успехах при достижении целей – своих и чужих.
- Расскажите наставляемому о людях и событиях, которые мотивировали вас.
- Направляйте наставляемого в постановке целей – не критикуйте, но корректируйте, если считаете это необходимым.
- Поддерживайте наставляемого в различных ситуациях и мотивируйте его на поиск путей решения задач.
- Делитесь не только личным опытом, но и полезной информацией: расскажите об интересных книгах, статьях, фильмах, мероприятиях – тех, которые могут способствовать развитию наставляемых.
- Собственным примером вдохновляйте наставляемого.
— Пары и группы формирует куратор. При формировании пар «наставник – наставляемый» и групп «наставник – наставляемые» куратор учитывает профессиональный профиль и/или личный опыт наставника – они должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых.
— Первое, что необходимо сделать, – это поделиться своими сомнениями с куратором. Важно рассказать ему, что конкретно не нравится в общении с наставником.
— Второе – признать, что за одну-две встречи не всегда удается узнать и понять человека.
— Третье – не спешить отказываться от общения с наставником, дать ему время раскрыться и проявить свои способности.
— В этом случае стоит поговорить об этом с наставником.
— Не следует опасаться того, что он обидится или будет «читать нотации».
— Для наставника мнение подопечного имеет большое значение, поэтому необходимо сказать ему о своих сомнениях.
— Предложить наставнику те занятия/проекты и темы, которые были бы интересны для наставляемого. Необходимо совместно с наставником обсудить и спланировать совместную деятельность.
— Пытаться найти совместное решение. Если споры/конфликты не удается разрешить – необходимо обратиться за советом к куратору.