Поиск
Close this search box.

Знакомство с культурой жителей деревни Малые Карзи Артинского района

Уже стала традицией в июне месяце в одном из населенных пунктов Артинского городского округа проводить слет краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района», организаторами которого являются специалисты МАОУ АГО «ЦДО». В этом году слет прошел в деревне Малые Карзи 20 июня и был посвящен к 100-летию образования Артинского района. Экспедиционные отряды из 14 образовательных организаций Артинского ГО и 4 филиалов прибыли на обозначенную проектом территорию, чтобы познакомиться с марийской культурой. Программа слета была очень насыщенной, интересной и разнообразной. При въезде в Малые Карзи уже чувствовалось, что гостей слета ждут: обозначены указатели, оформленные воздушными шарами с названием мероприятия, баннер с надписью «Добро пожаловать!».  Встречали участников слета Александр Анатольевич Вятченников, глава Малокарзинской сельской администрации, Татьяна Геннадьевна Елисеева, директор школы, Жанна Ивановна Черепанова советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, Борис Митрофанович Петров, педагог школы.

Программа слета была очень содержательной, интересной и увлекательной. На территории школы всех участников слета хозяева праздника встретили блинами с маслом под исполнение марийской песни. Экспедиционные отряды поделились на группы и в сопровождении педагогов школы отправились по классным комнатам знакомиться с особенностями национальной марийской культуры с учетом календаря традиционных марийских праздников. Каждый кабинет был оформлен в соответствии с зимними, весенними, летними и осенними месяцами.

Участникам слета рассказали о гаданиях, которые проходят в январе, о том, что зимний месяц январь у марийцев называется шорыкйол.  Шорыкйол («овечья нога») — это один из самых известных марийских обрядовых праздников, который отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря).  Марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. В первый день праздника девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы. Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше.  Ребята поучаствовали в обряде гаданий, поучились элементам дробного выстукивания марийского танца. Благодаря особой архитектонике и пластичной выразительности танцы мари сильно отличаются от других этнических танцев.

В кабинете, где детей знакомили с весенними месяцами — март на марийском языке называется шошо, а апрель – вудшор познакомили с блюдами национальной кухни, поделились рецептами некоторых блюд, и конечно, угостили вкусной марийской едой. Одно из главным блюд — подкогыльо или подкоголи переводиться как «вареные пирожки» — это марийское блюдо напоминает вареники или пельмени, но они больше по размеру, готовятся с мясом или творогом, с картофелем или грибами. Есть еще одно значимое праздничное блюдо марийского народа коман-мелна — это уникальное блюдо представляет собой «трехслойные блины», по традициям их готовят на свадьбу в качестве национального блюда и на марийскую Масленицу. Блюдо перемечи (туаткал) – шаньга, напоминающая классическую русскую ватрушку, но со своими изюминками. В качестве начинки используются творог, картофель, малина, смородина и земляника. Блюдо Туара представляет собой сухие творожные сырники.

В мае и летние месяца (май по-марийски ага, июнь – пеледыш, июль — сурем, август – сорла), когда проснулась природа, зазеленела трава, на деревьях распустилась листва, защебетали птицы, то хочется отдыхать, играть и развлекаться. Игры в культуре каждого народа занимают важное место, они помогают детям становиться взрослыми, расти крепкими и здоровыми, смелыми, мужественными, ловкими, выносливыми, воспитывают уважительное отношение к культуре родного края. На территории Малокарзинской школы были организованы национальные марийские игры и забавы.  Игры являлись непременным элементом марийских обрядовых праздников, например, шорыкйол (Рождество), уярня (Масленица), пеледыш пайрем (праздник цветов). Среди марийских игр, есть игры связанные с культом земледелия: «Маке ӱден» («Посев мака»), «Йытын кӱрын» («Теребление льна»). Поиграв в несколько национальных марийских игр, участники отправились дальше знакомиться с национальной культурой.

Людмила Петровна Шалкиева и Анжелика Анатольевна  Скрипова нашему вниманию представили красоту марийских национальных нарядов, рассказали об особенностях марийского костюма. Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Главная особенность женского убранства кроется в головных уборах — башлык или шымакш. Это прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, образующий колпачок. Остроконечная часть выставляется надо лбом, а нижняя, полотенчатой формы, спускается на затылке до плеч. Первый одевали невесте в первый день свадьбы, а второй носили замужние женщины. Кроме того, у прекрасных мариек был такой головной убор, как солык (треугольный наплечный платок).

В школьном музее Борис Митрофанович Петров рассказал историю возникновения и развития деревни Малые Карзи. Деревня Малые Карзи (Иванайково) основана на речке Карзюшке черемисами (марийцами) — выходцами из Кунгурского уезда Пермской области в 1760 году.  Краевед Ганькина В. утверждает, что малокарзинские марийцы относятся к особой группе «кунгурских» марийцев, а жили они на стыке с горномарийцами и чувашами.

Людмила Борисовна Байрашева  рассказала, что  по месту обитания и языковым различиям марийцы делятся на четыре группы: луговые — основное население республики Марий Эл, горные, живущие в южных районах Марий Эл и Кировской области, восточные — в республиках Башкирия, Татария, Свердловской и Пермской обл., северо-западные — в ряде районов Кировской (Яранский, Кикнурский, Тужинский, Санчурский) и Нижегородской (Шарангский, Тоншаевский, Тонкинский) областей и в крайней северной части Килемарского и Медведевского районов республики Марий Эл. Поэтому и в языке различается четыре основных наречия: луговой, восточный, горный и северо-западный. Людмила Борисовна познакомила участников с марийским алфавитом и произношением марийских слов. В основу алфавита марийского языка, положена графика русского алфавита.

В осенние месяца, после завершения сельскохозяйственных работ (сентябрь – по-марийски идым, октябрь – шыжа, ноябрь – кылме) женщины  занимались своим делом – вышивали, ткали, пряли или изготовляли обрядовых кукол, кукол — обережек. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу — чтобы не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг. Поэтому куклы были безликими, кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых духов и, значит, в любом случае безвредным для ребёнка. Кукла должна была приносить своей маленькой хозяйке благополучие, радость жизни и здоровье, а не служить вместилищем злых духов. Изготовление магической обрядовой куклы– целый ритуал, при котором использовать ножницы, иглы и другие колюще-режущие предметы запрещалось – чтобы счастье-судьбу не колоть и не резать. Лоскутки ткани рвали руками на меньшие куски, скручивали верёвочками и нитями. При создании куклы, каждая мелочь имеет значение. Обо всем этом нам рассказали  Ангелина Чапаевна Иванова и Ирина Ивановна Ильина и вместе с детьми изготовили куклу-оберег.

На территории сельского дома культуры продолжилась программа слета. Показательные выступления провели казаки общества «Ильчигуловский курень». Владения традиционным казачьим оружием — шашкой — это неотъемлемая часть подготовки казаков. Рубка мишеней шашками (пластиковые бутылки, наполненные водой), рубка «лозы» каждые пять сантиметров впечатлило всех участников слета и вызвало бурю положительных эмоций.

Для участников слета краеведов в сельском дому культуры прошел замечательный концерт участников художественной самодеятельности: выступили вокальная группа «Шонанпыл», танцоры Багышковского СК, вокальная группа «Хуторок», солистка Л.Б. Байрашева. Закончился слет краеведов общим большим хороводом «Венок Дружбы».

Возвращаясь домой, участники слета остановились в д. Андрейково чтобы посетить музей первого марийского писателя Алексея Эрыкана (А.Н. Семенов). О творчестве писателя и поэта рассказал Ильин Семен Николаевич.

Хочется выразить слова благодарности всем жителям деревни Малые Карзи, которые оказались неравнодушны к нашему мероприятию, которые с радостью и гордостью рассказали о своей уникальной культуре. В слете краеведов приняло участие 185 человек, из них 124 школьника.

Культура каждого народа имеет свою ценность и уникальность, и мы должны хранить ее. Несмотря на то, что наши народы проживают в нескольких километрах друг от друга, у всех у нас есть общий Дом – Артинский район на Уральской земле. И никакие границы не смогут помешать нам дружить, общаться и любить.

Дата обновления страницы: 29.06.2023

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930