19 ноября в Центре детского творчества в рамках театрального просвещения состоялся семинар «Действенный анализ пьесы» для руководителей театральных коллективов образовательных учреждений Артинского МО. В работе участвовало девять педагогов из Куркинской, Малокарзинской, Поташкинской, Барабинской, Сажинской, Староартинской, Сухановской школ и школы № 6 п. Арти.
Спикер семинара Т. Б. Костырева, педагог допобразования, руководитель творческого объединения «Театральная студия «Радость» («ЦДО») представила участникам режиссерскую технику предварительного анализа пьесы, подчеркнув, что метод действенного анализа, разработанный К. С. Станиславским, является самым совершенным на сегодняшний день приемом работы с актером. Он предполагает выявление важных событий, которые определяют процесс движения спектакля.
Участники семинара погрузились в процесс изучения понятий: предлагаемые обстоятельства, внутреннее и внешнее действие, сверхзадача, постановочное решение, режиссерский замысел…
Узнали, что конфликт — это разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение. Разобрали виды конфликтов:
1.«Я» и «я» — внутриличностный.
2. «Я» и «он (а)» — межличностный.
3.«Я» и «среда» — (общественная или вещественная) — надличностный.
Сделали вывод о том, что сценическое действие и есть:
— отношение к предмету или объекту живой или неживой природы;
— конфликт с этим предметом или объектом (явное или скрытое несогласие с ним);
— воздействие на этот предмет (объект) с целью его изменения либо подчинения.
И определили формулу: действие — единый психофизический процесс, направленный на достижение определенной цели и выраженный определенным образом.
Действие определяется событием, поэтому участники подробно изучили событийный ряд пьесы:
1. Исходное событие — причина, порождающая конфликт
2. Предшествующее событие — это повод к обострению и открытому проявлению разногласий.
3. Начальное событие — одна из противоборствующих сторон начала «действовать.
4. Главное событие — полное и всестороннее проявление главного конфликта («лобовая атака»).
5. Кульминационное событие — разрешение противоречий и развязка. Пора закрывать занавес.
Свои теоретические знания педагоги закрепили в ходе практической работы, осуществив событийный анализ нескольких рассказов, а также познакомившись с действенным анализом спектакля «С любимыми не расставайтесь» по мотивам сказки — притчи Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».











