Поиск
Close this search box.

Знакомство с марийской культурой жителей села Курки

20 июня 2025 года прошел слет краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района» при поддержке Гранта Первых.

Перед слетом организаторами (МАОУ «ЦДО», МБОУ «Куркинская ООШ») была проделана большая работа: составлена Программа, подготовлен мерч (футболки с логотипом проекта, галстуки, значки) для участников слета краеведов, заказаны и изготовлены баннеры проекта, напечатаны свидетельства участников и благодарности для организаторов мероприятия, предварительно проехали по маршруту «Арти — с. Курки (Клубничная гора, территория села, дорога к МБОУ «Куркинская ООШ»), учителями школы подготовлен большой раздаточный материал для каждого экспедиционного отряда образовательных организаций Артинского МО для пополнения фондов школьных музеев.

Итак, наступил долгожданный день, когда экспедиционные отряды школ Артинского муниципального округа отправились в село Курки, чтобы познакомиться с марийской культурой жителей, проживающих в данной местности. На границе села участников слета встречали Глава Куркинской сельской администрации Юрий Иванович Борисов, директор школы Римма Ивановна Прохорова, ответственная за краеведческую работу в школе Марина Викторовна Шалкиева и учащиеся.

Встреча гостей состоялась в соответствии с национальной традицией — хлебом и маслом. После приветственного слова хозяев экспедиционные отряды сели на свои транспортные средства, к ним присоединились местные экскурсоводы, чтобы рассказать об истории возникновения села Курки и о своей национальности. Вот что узнали участники слета:  «Село Курки основано марийцами в 1675 году на земле башкир Больше-Кущинской волости.  Около этого населенного пункта на левом берегу реки Уфа много старичных озер. Само село находится на ручье Большая Курка, впадающем в одно из этих озер. Название содержит в себе диалектное слово курка, уменьшительное от курья – «небольшая речка», «ручей», «длинный речной залив», недалеко от села находится памятник природы гора Кашкабаш.

Марийцы — само название народа пошло от слов мари, марий, что означает «муж», «мужчина». Районы расселения восточных марийцев располагаются компактно — в верховьях Сылвы (Суксунский район Пермской области) и верховьях Уфы (Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области). Марийцы подразделяются на четыре этнические группы: горные — правобережья Волги, луговые — Ветлужско-Вятского междуречья и восточные, живущие в Кировской, Пермской, Свердловской областях, в Башкирии, Удмуртии. Марийцы Урала до наших дней не утратили территорий проживания, освоенных их предками в XVI-XVII вв., сохранили многие признаки родной культуры. Основной тип марийских поселений – это деревни и села, население которых занято преимущественно сельскохозяйственным трудом».

Знакомство с марийской культурой продолжилось в здании школы.  Здесь прошли мастер-классы.

В актовом зале о религии и месте поклонения языческим богам  рассказала Ирина Павловна Павлова, местный краевед.

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Традиционная религия мари – язычество, эта религия провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Они верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, Бог поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба. Вера в бога у древних мари является верой в то, что окружающий нас мир, включая самого человека, является единым живым организмом. Бог у мари – это и есть природа, а человек — ее неразрывная часть. Жизнь пронизана принципом: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, моя семья, мой народ.

Клубничная гора является святым местом для куркинцев. Свое название гора получила потому, что южный склон её богат клубникой. Гора небольшая, высота 25 метров. Восточный и северный склоны круто обрываются к озерам, образованным старицей реки Уфы.

Места богослужений мари — ото, кусото — священные рощи. Они были выбраны предками в седой древности как счастливые места на земле.  В роще находится онапу — «космическое дерево», дерево-вождь. Онапу связывает воедино мир небесный и мир земной. Культовые деревья мари – береза, липа, дуб. Роща неприкосновенна. В ней нельзя пилить, ломать деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, цветы: за это роща может покарать виновного.  Сохранились многочисленные рассказы о подобных случаях. Уважение, любовь к роще воспитывается наряду с уважением и любви традициям, культуре, памяти предков. В роще не позволяется мусорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы.

Моление происходит при жарких кострах. Участники обряда становятся на колени и с караваем хлеба, солью просят у бога урожая, скота, здоровья, мира и согласия».

Далее продолжилось знакомство с марийской культурой. Участников слет поделили на группы, чтобы поучаствовать в мастер-классах.

В одном из школьных кабинетов проводили мастер-класс по изготовлению национального блюда. Сами участники могли сделать пирожки с морковью или творогом и запечь в духовом шкафу.  Здесь же был накрыть большой стол с разнообразными блюдами марийской кухни, которые все желающие могли попробовать. Сенаева Людмила Петровна рассказала об особенностях марийской кухни, вот что узнали участники слета: «Характерной особенностью многих марийских блюд является их кислый или соленый вкус (лашка, огурцы в рассоле, пура, туара, коштымо кол шур). Как ни в одной другой кухне, в марийских блюдах используется мед. Пряности и приправы в марийской кухне применяются весьма умеренно. Основой марийской народной кухни являются дары лесов, полей, рек и озер – рыба, дичь, грибы, всевозможные травы и ягоды. Картофель у марийского народа считается «вторым хлебом». Широко используются молочные продукты, из них готовят множество вкусных блюд (шорвал, туара, творожные шарики и молоке, напиток из творога и др.). В больших количествах потребляются овсяная мука, различные крупы – гречневая, перловая, гороховая. Важное место в питании марийцев занимала продукция животноводства: мясо (шыл, пызе, пай); молоко (шӧр) и продукты его переработки – творог, простокваша (торык,  тарӹк), масло (ӱ); домашняя птица и яйца кур (моно, мыны, чымыне). Мясо в летний сезон в пищу употреблялось мало, в основном во время праздников и молений с жертвоприношением. Чаще питались им в осенне-зимнее время. Наиболее употребительны были говядина, баранина, мясо кур, уток и гусей.

Традиционные блюда марийской кухни: лашка представляет собой мясной суп с клецками и овощами; подкогыльо (подкоголи), дословно переводиться как «вареные пирожки». Это марийское блюдо напоминает вареники и пельмени, но больше по размеру. Готовятся они с мясом или творогом; перемечи (туаткал) – шаньга, которая напоминает классическую русскую ватрушку, но со своими изюминками. Для нее используют пресное или квасное тесто. В качестве начинки используются, как правило, творог, картофель, малина, смородина и земляника; туара — это блюдо представляет собой сухие творожные сырники; уяча с медом — эти булочки подаются в качестве десерта на различные празднества.

В традиционный набор употребляемых напитков входили безалкогольные и алкогольные. Они различаются по своему происхождению – натуральные (родниковая и колодезная вода, березовый и кленовый сок) и приготовленные из растительных и животных продуктов. Из повседневных напитков, кроме натуральных, употреблялись простокваша и кипяченое квашеное молоко, разбавленное водой, пахта, квас из солода, овощные напитки из редьки, репы, свеклы. Популярны были отвары из трав (кипрея, мяты, медуницы), листьев и ягод смородины, малины и др. Многие из них применялись при заварке чая и в лечебно-оздоровительных целях, принимались после бани, во время полевых работ в страду. Древний слабоалкогольный напиток марийцев – хлебное хмельное пиво (пуры, сӹрӓ). Пиво варили из ячменного, овсяного и ржаного солода (полто, салат) и хмеля. Оно употреблялось в качестве празднично-обрядового напитка, допускалось на молениях.

На мастер-классе «Марийские орнаменты» по изготовлению термо-мозаики, матрешки и закладки с нанесением марийских орнаментов учителя школы Иванова София Геннадьевна, Исупова Алена Владимировна, Николаева Ксения Валентиновна рассказали об особенностях марийских орнаментов: «На протяжении веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня можно назвать произведениями народного искусства. Язык вышивки передавался из поколения в поколение. Мари предпочитали применять орнаменты в одежде не для украшения, а в качестве оберегов. Их вышивали на открытых участках, самых важных или слабых частях тела: обычно они располагались на груди, рукавах, поясах и головных уборах. А в доме — на занавесках, подушках, оконных створках и украшениях. Чаще всего на одежде изображались символы солнца, птиц, лебедей, змей. По приданию, они служат сильнейшими оберегами от злых и нечистых сил. Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрический — изображение комбинаций различных геометрических фигур; зооморфный (таких нет у татар) и антропоморфный — воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц и человека; растительный — изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т. д. Вышивка дополнялась и украшалась тесьмой, узкими лентами, кумачом, блёстками, бисером, пуговицами, серебряными мелкими монетами. Очень важную роль в вышивке играет колорит — сочетание цветов и их оттенков. Вышивка построена на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый. Красный и черный — ведущие цвета; зеленый, желтый — дополнительные, они оживляют холст. Их значения: красный — огонь, солнце, жизнь, защита, белый — чистота, свет, духовность, благодать, черный — земля, плодородие, материнство, стабильность, зеленый — рост, природа, обновление, плодородие, желтый — разум, мудрость, печаль».

На этом мастер-классе дети вышивали, клеили, делали термо-мозаику, чтобы оставить на память  уникальные марийские орнаменты.

В фойе школы была оформлена выставка марийской национальной одежды.

Красив и богат традиционный марийский костюм. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента. Нательным женским бельем и верхним платьем служила белая рубаха туникообразного покроя — тувыр. Она богато украшалась вышивкой на груди, отделывалась полосками красной ткани на спине, вороте, груди, концах рукавов, подоле, что придавало рубахе еще большую красочность. Важной составной частью женского костюма являлся передник — онча-лосакме. Подол украшали вышивкой. Рубаху всегда носили подпоясанной. Широкий пояс – ушто. На концы поясов пришивались раковины каури, монеты, бисер, пуговицы. Неотъемлемой частью женского костюма было шейно-нагрудное украшение — яга — из монет и бисера. Замужние женщины носили остроконечный головной убор шнашобычо. Острый верх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. Поверх шнашобычо надевали четырехугольный платок из тонкого холста — солык. Солык чаще всего надевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству. Девушки носили такию — высокую шапочку, украшенную сплошь монетами и раковинами каури. Ее снимают в тот момент, когда молодую объявляют женой, взамен нее надевают шнашобычо — головной убор замужней женщины. Распространенными украшениями женщин были ушные подвески с монетами и гусиным пухом — корж, браслеты — кидшол и кольца — шергаш.

Мужская одежда состояла из штанов и рубахи с поясом, валяных шляп. Из традиционной одежды мужчины долго носили рубахи из узорного клетчатого холста. Рубахи шили длинными, грудной разрез украшали вышивкой, спину — красными лентами.

Для каждой школы организаторы подарили куклу, одетую в национальный марийский костюм.

Иванова Татьяна Сергеевна на мастер-классе «Марийский язык» рассказала об особенностях их языка. Этот язык относится к финно-угорской языковой группе, выделяют несколько диалектов: луговой, горный и восточный. Марийский алфавит основан на кириллице и включает в себя 36 букв. Он содержит все буквы русского алфавита, а также дополнительные буквы для обозначения специфических звуков марийского языка, таких как Ӧ, Ӱ, Ҥ, Ы̆, Ӓ.  Послушав рассказ Татьяны Сергеевны, участники попробовали говорить на марийском языке, используя словарь марийских слов. У многих получилось.

На мастер-классе «Марийская плясовая» Петрова Светлана Семеновна, заведующий филиалом «Куркинский сельский дом культуры» подготовила элементы марийского танца и вместе с участниками попробовали исполнить танцевальные композиции. Танцы марийцев отличаются ярким национальным колоритом и оригинальностью. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения, они покоряют простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу. Для марийского танца характерны плавные движения кистями рук и мягкое покачивание корпусом у женщин, задорные притопы и темпераментные дроби у мужчин.

Увлекательные марийские игры и забавы прошли на территории школы. Краеведы могли пострелять из лука, поиграть в марийские подвижные игры и поиграть в кости.

После обеда организаторами был подготовлен праздничный концерт. Марийские песни и танцы не оставили никого равнодушными, ведь когда мы слышим мотивы марийской мелодии, душа щемит. Как сказала Светлана Семеновна – «Марийская песня – голос Родины, голос матери, голос нашего сердца. Мой народ пел и поет всегда и везде – в минуту отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Наши напевы охраняют веру, язык, культуру народа».

Перед зрителями выступили учащиеся, учителя и известный в Артинском районе, в том числе Свердловской области народный коллектив «Муро памаш» (песенный родник). Это один из коллективов Артинского района, который сохраняет и развивает национальную культуру, традицию, обряды и марийскую веру.

Яметова Зоя Ивановна показала и рассказала фрагмент обрядов – омывание в бане младенца и проводы в армию. Алексеева Татьяна Викторовна исполнила песню «Матушка Земля» на марийском и русском языках.

В завершении слета краеведов на территории школы все участники встали в один большой хоровод дружбы, символизируя этим единство народов, проживающих на территории Артинского района.

Марийцы – это уникальный народ с богатой историей и культурой, который продолжает жить и развиваться в современном мире, сохраняя свою самобытность. Это народ гостеприимный, трудолюбивый, с открытой душой. Можно с уверенностью сказать, что марийцы — уникальный народ, у которого непростая судьба, в условия двуязычия сохранил национальную культуру, свою веру, язык, обычаи и обряды. Хочется выразить искреннюю благодарность жителям села Курки, Главе Куркинской сельской администрации, директору, работникам школьной столовой, учителям, учащимся и родителям школы  за такой содержательный, яркий, интересный праздник. Участники экспедиционных отрядов так увлеклись знакомством национальной марийской культурой, что уезжать не хотелось. Отзывы участников были самые добрые, теплые, восторженные, впечатления радостные. Вот несколько из них: «Мероприятие очень понравилось. У меня остались приятные впечатления от этой поездки»; «Это был радостный день, я отдохнул с пользой для себя»; «Мы прекрасно провели время, село Курки – уникальное место, а куркинцы – замечательный народ со своей самобытной культурой».

Все организаторы были награждены благодарностями и подарками. В данном мероприятии приняло участие 172 человека, в том числе 123 школьника из всех образовательных организаций Артинского МО.

Дата обновления страницы: 07.07.2025

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Август 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

>