В очередной раз учащиеся творческого объединения «Театральная студия «Радость» посетили Екатеринбургский ТЮЗ. На этот раз мы посмотрели легендарный спектакль Каштанка» Вячеслава Кокорина, ставший лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль принимал участие в Международных театральных фестивалях в России, Эстонии, Польше, Германии, Сербии, Австрии, Хорватии, Италии, Великобритании, Румынии.
Атмосфера спектакля – лёгкая, нежная, по-настоящему камерная. Чему способствует музыка Александра Пантыкина, переосмысливающая мелодически жалостливый городской романс стыка 19-го и 20-го веков, и романс «Элегия» на стихи А. Дельвига (муз. М. Яковлева в обработке М. Глинки).
Каждый студиец отметил потрясающую актерскую игру. Это и
изобретательная, точная и одновременно с этим какая-то беззащитная пластика актрисы Наталии Кузнецовой – Каштанки. На её ноги, постоянно двигающиеся, танцующие, подрагивающие можно заворожено смотреть весь спектакль. Нюансировки в подаче образов животных-артистов: гуся Ивана Ивановича (Даниил Андреев), кота Фёдора Тимофеича (засл. артист России Александр Викулин), свиньи Хавроньи Ивановны (Елена Стражникова).
Все мы читали рассказ «Каштанка» и знаем, что он о преданности собаки, не желающей остаться в сытой жизни цирка, а вернувшейся в нищенскую убогую жизнь прежних хозяев. Но красной линией режиссера Кокорина становится линия театра.
Именно театра, а не цирка. Хотя Незнакомец (заслуженный артист России Олег Гетце) – клоун, который в конце спектакля, как и в конце чеховского рассказа, появляется именно в цирковом клоунском обличии. Однако в том, как клоун Гетце «дрессирует» своих четвероногих артистов, безошибочно угадывается вполне себе «человеческая» репетиция не в цирке, а в театре. И каждый персонаж — это всего лишь определённый тип актёрского характера и актёрского поведения. Это сыграно всеми артистами спектакля, это крупно заявлено режиссёром. Сцена единения перед выходом на цирковой номер ( ритуал встать в круг и взяться за руки перед спектаклем) становятся самыми пронзительными в «Каштанке». А эпизоды, связанные с репетицией номера, взаимоотношениями «зверей»-актёров на «площадке», а не смерть гуся Ивана Ивановича и обретение Каштанкой прежних хозяев эмоционально поднимают и держат спектакль.
Образ двух авторов-музыкантов, обозначенных в программке как Скрипка и Гармонь (Олеся Зиновьева и засл. артистка России Екатерина Демская), призван обрамить действие. Помимо создания музыкального фона спектакля, актрисы произносят авторский текст.
В финале спектакля режиссёр придумал потрясающий ход: клоун в своём цирковом номере выносит тяжёлый чемодан, произнося текст про то, что, дескать, в нём наследство, возможно, миллионное. Чемодан переворачивается, обнажая пустое картонное дно, а «звери» — артисты, которые, естественно, в чемодане не могут уместиться, танцуют в глубине сцены… Чемодан- это театр. Пустое ли в нём дно – решать зрителю.
Ну и в заключение скажу, что нельзя заниматься театром, не видя постановок профессиональных театров. Для юных студийцев посещение театра и просмотр спектакля — урок. Мы не раз обсудим выразительные средства спектакля, актерскую игру, режиссерский замысел, символы спектакля, что углубит знания, «наростит» наше мастерство. Поэтому мы благодарим Управление образования АГО и руководство «ЦДО» за организацию выезда и предоставление автобуса!